|
|||||||||||||||||
Вы находитесь: Главная :: Ножи :: Сахалинские ортодоксальные ножи | |||||||||||||||||
Виталий Дундуков (vitki), Сахалин
Во время последней поездки на север Сахалина в районы Оха-Ноглики мне любезно разрешили сфотографировать несколько предметов экспозиции Охинского и Ногликского краеведческих музеев. В Охе я сфотографировал только один нивхский нож с разрешения Аллы Викторовны Сиськиной - директора Охинского краеведческого музея (Рис.1) . Еще несколько ножей (Рис.2) мной было сфотографировано в Ногликском краеведческом музее. Нож по нивхски: "тяк'о", "Ттавзэк'о" - большой нож кинжал древних нивхов, "иг'дяк'о" - строгальный нож, "уиг'лан'дяк'о" - табуированный нож, употребляемый для разрезания табуированных частей медвежьего мяса и сала. "Лахть" - большой нож на длинной рукоятке (типа "пальмы"), "аун'эр тяк'о" - ножичек из кости как средство против эпидемии (!) и т. д. Названий и типов ножей довольно у нивхов много, однако сразу бросается в глаза похожесть конструкций нивхских тяк'о и айнских ножей макири. Для сравнения привожу фотографию айнских "макири". Мне встречалась классификация "макири", и думается, что она вполне подходит и для "тяк'о". Формы "макири" у айнов можно разделить на два типа: 2. Закругленная рукоятка, изгиб клинка начинается от средней части (рис.5). У айнов тоже было очень много специфических слов, которыми обозначались клинки и их детали. Сходство форм "тяк'о" и "макири" скорее всего связано с взаимопроникновением культур. Если посмотреть на карту расселения коренных малочисленных народов Сахалина 1926-1929 годов, сделанную Крейновичем, то становится видно, что на юге редкие поселения нивхов соседствовали с поселениями айнов. Как следствие - смешанные межэтнические браки и появление на ноже для пластования юколы национального айнского орнамента (рис. 6,7). Держится "тяк'о" как и "макири", двумя основными способами: - клинком вниз большой палец на скошенной части рукояти, лезвием к себе (рис.8). - клинком вперед, обратите внимание, мизинец не расположен на одной линии с остальными пальцами, и это очень похоже на хват катаны. Рукоять довольно крепко сидит в руке. Иногда, во время резьбы по дереву, на скошенную часть пятки рукояти перемещается основание ладони (рис.9). Для иллюстрации использования нивхами ножа, опишу приготовление национального студня - "мос". С юколы снимается кожа и на ночь замачивается для приготовления студня "мос". Кожа каждой рыбы сворачивается при замачивании отдельно и связывается травинкой. Специальная доска для приготовления пищи кладется поперек на специальное корыто для "мос", далее развязывается каждая отмокшая кожа юколы и отдельно обрабатывается. Длинным, узким ножом для разделки юколы счищаются остатки рыбы и чешуи. Неровные края кожи обрезаются. Коже придается вид ровной полоски. Обрезки кожи и чешуя сливают в отдельную посуду вместе с жидкостью, в которой кожа замачивалась. Далее в корыто наливается чистая вода, в которой заново смачивают уже обработанную кожу. Затем, взяв за концы, сильно растягивают кожу руками. Остатки чешуи при этом приподнимаются и их счищают. Потом вновь смачивают кожицу. После чего один конец зажимается зубами, а другой с силой вытягивается левой рукой и на весу проводят ножом от зубов к руке, сверху и снизу последний раз очищая кожу от лишнего. Потом кожа обрезается по направлению от нижней губы к верхней, у самого рта. Кусок кожи, который остается в зубах, уходит в посудину с обрезками и чешуей, а готовый кусок кожи сворачивается вместе с еще несколькими другими, перевязывается травой и помещается в подвесной котел. Далее свернутые кожицы варятся, затем растираются в специальном корыте "мосайн'ох'" деревянным пестом в горячей воде, в которой кожицы варились, и в жидком тюленьем жире. В процессе приготовления добавляется по мере необходимости и то и другое. Получается однородная сероватая масса. Когда в массе уже не попадаются кусочки кожи, растирание прекращают и добавляют ягоды, с усилием бросая их в корыто. При броске они должны достигать дна. Ягоды не размешиваются, а остаются во взвешенном состоянии. В настоящее время иногда в "мос" добавляют сгущенное молоко. Постояв некоторое время, жидкость превращается в желеобразную массу, уже собственно "мос". Рис.9 Рис.10 В книге "Нифхгу" Е.А Крейнович описывает процесс разделки туши медведя во время медвежьего праздника. Медведь у нивхов - двойник человека в горном мире, и посредник между человеком и миром духов. Крейнович упоминает, что разрезался медведь специальными ножами, хранившимися в колчане, который в свою очередь сохранялся в родовом медвежьем амбаре. Вся разделка происходила только ножами, топор не использовался, ни одну медвежью кость нельзя было повредить или сломать! Некоторые табуированные части только отрывались. Вот как Крейнович описывает ножи, которыми расчленялась туша медведя: На сделанной в Ногликах фотографии ножей четко видны два табуированных ножа, охинский нож - видимо так же "уиг'лан'дек'о". Честно говоря, я не встречал отдельных исследований нивхских ножей "тяк'о", но думается это весьма интересная тема!
Вадим, Южно-Сахалинск Внесу свою лепту: --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |||||||||||||||||
|
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов |