|
|||
Вы находитесь: Главная :: Ножи :: Правда о русской "финке" | |||
Александр Марьянко Правда о русской "финке" Сегодня многочисленными реинкарнациями " подлинных боевых финок", которые, тем не менее, фигурируют в прилагаемых сертификатах как ножи хозяйственно-бытового назначения, заполнены российские магазины. Редкий отечественный производитель воздержался от того, чтобы не выдать " на гора" свой собственный вариант этого ныне модного дизайна, рекламируя его как наиболее аутентичную копию, максимально улучшенную использованием современных технологий и материалов. При этом большинство производителей тщательно обходят молчанием причины, по которым этот нож завоевал такую популярность. Постараемся разобраться в этом вопросе, ибо без ответа на него мы так и не сможем понять, чем на самом деле была финка в российском, а точнее -советском, обществе XX века, почему она стремительно завоевала такую популярность к 30-м годам, несмотря на запреты и так внезапно сошла со сцены к 80-м. Настало время рассказать правду об этом странном русско-финском феномене. Национальный нож. Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи с 1809 по 1917 год. До этого территория Финляндии принадлежала Швеции. Обе страны последовательно проводили политику разоружения коренных жителей, дабы не смущать их наличием оружия и не вводить в соблазн вступления в борьбу за независимость. Очевидно, что такое положение дел не слишком устраивало финнов, и XIX-й век ознаменовался мощным освободительным движением, олицетворением которого стала финская ножевая культура (puukko-junkkari или haijyt). Более точно этот период датируется 1790 - 1885. Отношение к ее носителям, - удалым ножевым бойцам, державшим под контролем деревни в области Похъянмаа, было, по меньшей мере, неоднозначным даже в самой Финляндии. Это были своего рода борцы за свободу и независимость с одной стороны и лихие разбойнички с другой. Такие имена как Изонталон Антти, Антги Раннанджарви и Анссин Юкка до сих пор воспеваются в песнях горячих финских парней, принявших на грудь некоторое количество пива. Как правило, это были сыновья или владельцы самых крупных хуторских домов (кулаки - как сказали бы идеологически подкованные большевики), отличительным знаком которых были наборные рукояти их ножей - Harma пуукко. Прочие финны также носили традиционные ножи, что российской администрацией не рассматривалось как криминал - до отбирания рабочего инструмента тогда дело еще не доходило. Такие ножи до сих пор производятся в Улихарма мастерами в четвертом поколении. К этому же направлению принадлежал и известный мастер Иисакки Яарвенпаа из Каухавы, которого царь Александр II даже удостоил титула поставщика своего двора. Обеспокоенное ростом этого движение и кровавым характером разборок местного характера царское правительство попыталась извести его на корню, одновременно с 80-х годов XIX века приступив к русификации части финских территорий, что также не добавило популярности Российской Империи в глазах коренного населения. В конечном итоге финны не замедлили воспользоваться первым же благоприятным случаем, дабы избавиться от заботы "старшего брата". И в 1917 большевики признали независимость Финляндии. Декрет подписал сам В. И. Ленин. Впрочем, и большевики не смогли удержаться от того, чтобы не испортить отношения с соседом, активно содействуя в 1918 финским товарищам в неудачной попытке захвата власти. Финское правительство не осталось в долгу и активно помогало контрреволюционным действиям немцев и британцев, предоставляя свою территорию для антисоветских движений. Таким образом, не смотря на то, что отношения между Советским Союзом и Финляндией после заключения мирного договора 1920 были формально корректными, культурные связи после революции были практически прерваны, что сказалось и на дальнейшем влиянии финской ножевой культуры. Хозяйственно-бытовой нож. До начала XX века финляндское Княжество было аграрной территорией с развитым охотничьим и рыболовецким промыслом. Именно этим категориям населения и служили функциональные, недорогие и удобные ножи. Общая длина финского ножа, как правило, не превышала ширину двух ладоней владельца: отношение длины широкого клинка к длине бочкообразной или эллиптической в сечении рукояти варьировалось от 0.5 до 1.5. Более длинные клинки имели древние образцы, найденные в ходе раскопок, а также специализированные большие ножи типа мачете для разбивки лагеря, разделки крупных морских животных и пр. Ограничители практически не встречаются за исключением современных серийных моделей, предназначенных для экспорта. Наиболее известны две разновидности финских ножей - puukko и leuku. На самом деле, leuku или lapinleuku - это финское название ножей народности саам, населяющей северные области Норвегии, Швеции и Финляндии - Лапландию. Ножи эти похожи на корякские и чукотские - длинный и широкий клинок с прямым обухом и расширяющейся к головке рукоятью. До наших дней дошло несколько их видов: большой поясной gakka, универсальный stourraniibe и небольшой носимый на шее barmi. Отличительная особенность больших лапландских ножей - развитый наконечник ножен из оленьего рога для удобства удержания их при извлечении ножа. Термин пуукко (puukko, множественное число - puukot) происходит от финского puu (лес) и отражает основное предназначение - работа с деревом, разделка и свежевание дичи, потрошение рыбы. Исторически такой тип ножа остается популярным не только у финнов. В Швеции похожий нож именуют brukskniv, а в Норвегии - tollekniv. Можно с уверенностью говорить о том, что финский пуукко это универсальный национальный инструмент, оптимизированный для выполнения хозяйственно-бытовых работ в определенных климатических и социальных условиях. И финны владели этим инструментом в совершенстве. С оттенком гордости они говорят, что специально отбирают у мальчиков на уроках труда их ножи, дабы те приучались работать и другими инструментами. Puukko отличаются еще большим разнообразием, чем leuku. Во-первых, их различают по назначению: yleispuukko - нож с плавным изгибом обуха для работы с деревом, nylkypuukko ~ "скинер" с широким клинком и удобной длинной ручкой, erapuukko - универсальный охотничий нож, nikkaripuukko - короткий клинок с изогнутой ручкой для резьбы по дереву и т.д. Во-вторых, изготовление таких ножей - фамильная традиция. Мастера в третьем - четвертом поколении выработали свои особые, присущие только им, приемы и детали отделки, характерные для одной семьи, проживающей в определенной области Финляндии. Так Janne-puukko, назван в честь основателя известной компании Janne Marttiini, Jouni-puukko - мастера-кустаря Jouni Kellokoski, а продукция из известной мастерской Tako-Tommi Kainuun Puukko из Kuhmo - Tommi-puukko. Пуукко могут иметь и дизайн, за которым закрепилось определенное историческое название, например "рысь" - ilves: нож с небольшим скосом обуха достаточно длинного клинка и грибообразной головкой на рукояти для упора мизинцем, разработанный в свое время Janne Marttiini. Дизайн ножен более однообразен. Как правило это глубокие ножны из бычьей кожи со швом на внутренней их поверхности, в которые нож погружается по головку рукояти. Иногда они оснащаются внутренней деревянной вставкой. Носятся на поясном ремне справа или, реже, сзади, закрепляясь за кожаный ремешок или цепочку с крючком. Можно встретить также деревянные и кожаные ножны сложной формы из двух прошитых и склепанных между собой половинок. До 1917 года северо-западная часть России, населенная русскими и финно-угорскими народностями и имевшая тесные контакты с финской автономией, активно использовала финские ножи. Однако они известны не только как многофункциональный инструмент, но и как средство разборки между собой маргиналов в Петербурге. Лев Лурье в работе, посвященной питерским хулиганам, указывал на финский нож и гирьку, выполняющую роль кастета, как непременный атрибут их экипировки. Видимо, хулиганы были людьми неглупыми и предпочитали "ножи хозяйственно-бытового назначения" более криминальным кинжалам. Не стоит забывать и то, что Петербург конца XIX - начала XX века был столицей империи, в магазинах которого были представлены лучшие ножи со всего света - из Средней Азии и Кавказа, Златоуста и Нижегородской губернии, Золингена, Шеффилда, Ножана и Сан-Франциско. Это и определенная изоляция, в которую попал Советский Союз после событий 1917г., определило оригинальность и специфику развития отечественной ножевой традиции вплоть до 40-х годов XX века. Ножи эти весьма отдаленно напоминали пуукко, но по укоренившейся традиции "финками" именовалось все, имеющее прямой клинок с односторонней или полуторной заточкой, скосом обуха и непременными, глубокими долами, именуемыми в просторечии "кровостоки". На финках того времени встречались мощные навершия, выдающиеся брюшки черена рукояти, передние боевые упоры и даже развитые ограничители. Эта нестыковка ставила в тупик даже отечественных криминалистов 70-х годов, которые указывали что "ножи, получившие известность в нашей стране почему-то под названием "финских"... обычно снабжаются разномастными рукоятками и нередко ограничителями. Общим у них является только то, что все они по форме, соотношению размеров частей и изяществу отделки в большей или меньшей степени отличаются от настоящего финского ножа" (Холодное оружие и бытовые ножи, М., изд. ВНИИ МВД СССР, 1978, стр. 26). Особого расцвета отечественное ножевое производство достигло в годы НЭПа: ножи делали и исторические центры клинкового производства в Златоусте, Петербурге и нижегородской области, артели и отдельные кустари. Именно тогда начал формироваться оригинальный и самобытный стиль русского ножа XX века, практически утраченный ныне. Вне закона. В Советской России взялись за борьбу с бандитизмом и контрреволюционной деятельностью с самых первых дней. Достаточно успешное претворение в жизнь Декрета СНК РСФСР "О сдаче оружия" от 10 декабря 1918 привело к почти повсеместному разоружению населения. Ретивые чекисты конфисковывали даже дульнозарядные пушки XVII века, используемые в декоративных целях, а Ф.И.Шаляпин в своих воспоминаниях указывал, что у него изъяли висящие по моде того времени в курительной комнате коллекционные кремниевые пистолеты. Это и определило преемственность традиции вооружаться т.н. "финскими ножами" в маргинальной среде, которая пережила революцию 1917г. Упоминание о финке содержится и в стихотворении "Письмо к матери" С. Есенина, написанном в 1924, и в менее высокохудожественном уголовном фольклоре. Попытка взять под контроль оборот холодного оружия была предпринята уже в 1923 г, когда согласно инструкции ? 132 от 7 мая "О порядке приобретения охотничьего огнестрельного и холодного оружия и огнестрельных припасов, регистрации и учета их" вводилось категорирование оружия. В раздел "охотничье холодное оружие" попало все "холодное оружие образцов, не отнесенных к категориям военного холодного оружия" - т.е. все ножи, которые нельзя было назвать кухонными и военными. Согласно этой инструкции разрешение приобретать и хранить холодное оружие находилось в ведении органов милиции. Первоначально право охоты и, следовательно, владения холодным оружием предоставлялось всем гражданам, достигшим совершеннолетия, но уже в 1927 г. 182 статья УК РСФСР, предусматривала запрет на приобретение, хранение и пользование холодным оружием для несовершеннолетних, лиц, привлекавшихся к ответственности за хулиганство, и лишенных избирательных прав. С начала 30-х в средствах массовой информации началась активная кампания за ужесточение уголовной политики в отношении оборота холодного оружия. После появления цикла статей, вроде публикаций 1932 -1933 г.г. об убийстве братьев Морозовых хозяйственным ножом, названным в прессе "финским", даже для самых непонятливых стало ясно, что финка - варварское оружие классово-чуждых элементов для расправы с детьми и партийными активистами. Таким образом, в 1935 г. содержание статьи 182 УК было расширено: "Запретить изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и тому подобного холодного оружия без разрешения НКВД в установленном порядке". Очевидно, с тех самых пор финский нож и завоевал имидж "типичного оружия уголовника" в среде обывателей и российских блюстителей порядка, подтверждения чему поступали с самого высокого уровня. Даже после принятия нового уголовного кодекса в 1960 году Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 30 сентября 1969 г. по делу Л. отмечала неизменность позиции российской Фемиды относительно финского ножа: "Закон ... прямо называет кинжалы и финские ножи, потому что их принадлежность к холодному оружию не вызывает сомнения ввиду заранее известных признаков, определяющих их основное назначение - быть использованным в качестве оружия, то закон также предусматривает уголовную ответственность за их ношение" (Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1970, ?2, стр.12). Позже отечественные криминалисты признавали, что в вопросе классификации оружия лежит определенный произвол криминалистических органов т.к. "за основу берется не исследование ножей как разновидности предметов ремесла или прикладного искусства, а их назначение или использование". (Холодное оружие и бытовые ножи, М., изд. ВНИИ МВД СССР, 1978, стр. 105). До сих пор бдительная таможня изымает на русско-финской границе у туристов купленные в Хельсинки сувенирные пуукко от Marttiini, которые легально и свободно (но намного дороже) уже давно можно приобрести в магазинах России в качестве "предметов хозяйственно-бытового назначения".
"Зэковский" нож.
Puukko Fiskars 30-e годы Puukko кустарный 30-е годы Российская кустарная финка 40-е годы Российская кустарная финка 40-е
Кустарный нож финского типа, принадлежавший командиру | |||
|
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов |